Apple Pay в России бьет рекорды?

Глава Сбербанка Герман Греф не смог воспользоваться Apple Pay в США, очень огорчился и заявил на собрании акционеров Сбербанка, что в России бесконтактная платежная система Apple чувствует себя куда лучше. После таких громких слов сразу захотелось сравнить и проверить, как приживается Apple Pay в нашей стране. Оказалось, что все не так однозначно.

В России Apple Pay продвинулась гораздо дальше, чем в Америке?

К такому выводу пришел Герман Греф после посещения США. Собственно, можно даже не вдаваться в анализ его высказывания, поскольку все формулировки предельно ясны:

«Уровень использования бесконтактных платежей, хотя мы начали, собственно говоря, полгода назад, в России выше, чем в любых развитых странах. Мы недавно были в Соединенных Штатах Америки и безуспешно пытались оплачивать с помощью Apple Pay в разных магазинах. Просто было интересно, какое количество торговых точек принимает эти платежи. Но, к сожалению… или к счастью для России, мы находимся в значительно более продвинутом состоянии, чем даже платежные сервисы на разных рынках. Безналичная оплата становится нормой для россиян просто потому что так быстрее и удобнее», — сказал Греф на общем собрании акционеров Сбербанка.

Греф не первый, кто делает большие ставки на Apple Pay в России. И если статистика банков в основном касается количества и объема бесконтактных платежей, а также будущего пластиковых карт, то есть и отдельные индивидуумы, которые видят в яблочной бесконтактной системе платежей ни много ни мало – спасение России от коррупции.
Об этом заявил руководитель администрации губернатора Белгородской области Владимир Жданов на заседании регионального правительства. Началось все с проекта развития региона, в котором одним из пунктов значилась популяризация систем безналичной оплаты услуг и повышение финансовой грамотности населения.

«Мы крайне в этом заинтересованы. Чем больше безналичного расчёта, тем больше прозрачности. К безналичному обороту сразу же подключается налоговая инспекция. И вообще нужно поставить задачу, чтобы в области было 100% безналичного расчёта. Начиная от ресторанов, рынков, пассажирских перевозок и заканчивая торговыми сетями. И тогда мы скажем, что у нас взятку никто не сможет дать», – сказал Жданов.

Отдельно было отмечено, что развивать нужно в первую очередь не пластиковые карты, а оплату через смартфоны.
«Нужно только привязать банковскую карту к мобильному устройству. Есть платёжные системы Apple Pay, Samsung Pay, которые сейчас набирают популярность», – отметил Жданов. «Каждый безналичный оборот – это публичная, прозрачная транзакция», – добавил чиновник.

А что говорит статистика по Apple Pay?

Начнем с официальных цифр, которые озвучивает сама Apple. Из них складывается картина прямо противоположная заявлению Грефа. Так, во время конференции Code Commerce в Сан-Франциско в 2016 году Дженифер Бейли, отвечающая за развитие Apple Pay, заявила, что через два года после запуска платежной системы в Штатах Apple Pay поддерживает 35% торговых точек в США. Это примерно 4 млн магазинов. В этом году Apple собирается заручиться поддержкой ещё нескольких крупных американских розничных сетей вроде GAP, что дополнительно увеличит охват.

Данные подтверждает и исследовательская компания Boston Retail Partners. По их данным платежную систему Apple Pay принимают 36% американских ритейлеров, Android Pay — 24%. Еще 22% ритейлеров планируют начать принимать Apple Pay в ближайшие 12 месяцев.

При этом Apple не планирует в маркетинге ставить акцент на превосходство бесконтактных систем платежей над пластиковыми картами.

Вместо этого, по словам Бейли, Apple будет развивать работу с крупными партнёрами вроде розничных сетей и банков. К примеру, пользователи Apple Pay получают бонусы при оплате услуг авиакомпании American Airlines.

Также в Apple заявили, что за последний год объем транзакций, совершаемых с помощью Apple Pay, вырос на 500%. В первом квартале 2017 года доходы Apple от сервисов, в том числе Apple Pay, выросли на 18%, до $7,2 млрд. Для сравнения доходы, получаемые корпорацией от продажи iPhone, за первый квартал года составили $54,4 млрд.
Существует также неофициальная статистика о том, что более 90% всех микроплатежей в США на сегодняшний день производятся с помощью Apple Pay.

По количеству мест, где можно расплатиться с помощью iPhone и Apple Watch в России, наша страна выглядит скромнее. По оценкам J’son & Partners Consulting в РФ сейчас примерно 200 000 терминалов, позволяющих оплатить покупки с мобильного.

Эти данные свидетельствуют отнюдь не в пользу Грефа, но есть и другие цифры, которые говорят о том, что Apple Pay в России вполне может поставить собственные рекорды.

Apple Pay развивается в России самыми быстрыми темпами из всех подключившихся к системе стран

За 3 года с момента запуска Apple Pay появилась в 14 странах. Однако такого быстрого старта и распространения системы как в России, не было нигде.

По данным тех же J’son & Partners Consulting, в первый день доступности сервиса в России к смартфонам «привязали» свои карты 20 000 клиентов — рекордный показатель для Apple Pay во всем мире. По официальной информации Сбербанка, за первые десять дней работы к сервису подключились 125 тысяч россиян. Сумма транзакций, осуществленных за этот же период, составила сто двадцать миллионов рублей. И это тоже рекордные показатели в сравнении с запусками Apple Pay в других странах мира.

По данным Сбербанка объем бесконтактных транзакций с прошлого года увеличился в четыре раза, к концу 2017 года по сравнению с сегодняшним днем планируют рост в шесть раз, а к концу 2018 — в 20 раз. Интересно, что по количеству бесконтактных платежей перекосов между столицами и отдаленными городами не наблюдается. Так, за семь месяцев с момента запуска 5,8 млн транзакций проведено в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др, а 6,2 млн. бесконтактных платежей совершены в небольших городах и населенных пунктах.

Кстати, эти цифры заставляют усомниться в том, что в России всего 200 000 терминалов работают с Apple Pay. По факту получается, что число точек, где работает Apple Pay, существенно больше количества официальных партнеров. Так, в отчете Бинбанка говорится, что к 2020 году все платежные терминалы в России будут поддерживать технологию бесконтактной оплаты, а сама по себе оплата со смартфона войдет в привычку.

Что уж говорить о банках и прочих структурах, если даже «Почта России» заявила, что к 2030 году перейдет на безналичный способ оплаты своих услуг. К этому времени в любом отделении будут доступны терминалы для оплаты услуг с помощью Apple Pay.

Какие привычки относительно Apple Pay сформировались у россиян уже сейчас?

Все банки, подключившиеся в России к системе Apple Pay, заявляют, что россияне очень хорошо восприняли бесконтактную систему платежей. С каждым днем география точек, где доступен сервис, растет. Партнерами программы являются: Азбука Вкуса, Атак, Ашан, Карусель, Лента, Л’Этуаль, М.Видео, Магнит, Пятерочка, Перекресток, Связной, Эльдорадо, 36.6, Макдональдс, Бургер Кинг и др.

Платежи можно совершать и в интернет-приложениях. Самые популярные из них:
• Афиша
• Аэрофлот
• Аэроэкспресс
• Рамблер/касса
• Ситимобил
• Утконос
• Яндекс.Такси
• BIGLION
• Lamoda
• OZON.RU
• Hello, baby
• OnetwoTRIP!
• Ticketland.ru
• URAL AIRLINES
• Anywayanyday.com
• КиноПоиск
• Стимобил
• App in the Air
• Hey cafee
• S7

При этом надо понимать, что реальное количество точек, где принимают Apple Pay существенно больше. Просто статус партнера предполагает, что терминалы в этих торговых точках были полностью протестированы на совместимость с Apple Pay.

Об этом будут сообщать и соответствующие наклейки.

Однако система работает вообще со всеми банковскими терминалами с поддержкой бесконтактных платежей.

За что россияне платят с помощью смартфона?

Сейчас самая популярная категория трат россиян с мобильного — покупка еды. По оценкам директора по продуктам и проектам электронного бизнеса Альфа-банка Татьяны Ярмола, 70% покупок с мобильного совершается в супермаркетах, ресторанах, кафе, барах.

Владельцы iPhone оплачивают 36,5% покупок в супермаркетах и 25,5% — в ресторанах фастфуд.

Остальные категории трат у граждан, использующих сотовые как бесконтактные банковские карты, занимают менее 10%. Например, в ресторанах владельцы iPhone совершают 6,9% операций. При этом самая высокая доля платежей в ресторанах зафиксирована в Москве. По данным «Яндекс.Деньги», больше всего бесконтактных платежей — 87% — составляют покупки на сумму до 1 000 руб., 11% — от 1 000 до 5 000 руб., 2% — выше 5 000 руб. Средний чек сделки — 708 руб.

На рынках и в продуктовых магазинах владельцы смартфонов Apple оплачивают 2,5% покупок. На транспорт у обладателей iPhone приходится 2,5% операций. Хотя бесконтактная оплата проезда становится все более популярной.

К примеру, оплатить проезд с помощью смартфонов можно в метро 5 городов России: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске и Нижнем Новгороде

По данным Бинбанка, наиболее активно расплачиваются с помощью телефона граждане в возрасте 26–35 лет. Клиенты 36–45 лет также проявляют интерес к оплате покупок с сотового. Менее активна молодежь 18–25 лет: с сотового платят 17,8% владельцев iPhone.

Заставит ли Apple Pay отказаться от наличных рассчетов?

Быстрое распространение системы бесконтактных платежей даже заставило финансистов и экономистов пересмотреть модели развития банковской системы в России. К примеру, министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров прогнозирует «драматическое» сокращение числа пластиковых банковских карт в ближайшие 3-5 лет. Он уверен, что весь денежный оборот будет вестись через Apple Pay и Samsung Pay. А вот Герман Греф, все-таки дает обороту наличных денег более длительный срок на существование. Он предположил, что «наличка» просуществует в стране как минимум 10 лет.

Для тех же, кто беспокоится о безопасности бесконтактных платежей также есть интересная информация от банков. За семь месяцев работы Apple Pay в России не было зафиксировано ни одного случая мошенничества при оплате через iPhone и Apple Watch.

Подключились ли вы к Apple Pay? Расскажите о своем опыте в комментариях.

Leave a Reply

Войти с помощью: